Решаем вместе
Не убран мусор, яма на дороге, не горит фонарь? Столкнулись с проблемой — сообщите о ней!

Урок кубановедения в 7 классе
РАЗДЕЛ: ИСТОРИЯ КУБАНС КОГО КАЗАЧЕСТВА

Урок кубановедения в 7 классе

Тема: «Быт и культура адыгов и казаков»

СОСТАВИЛА: Коржова Наталья Вячеславна, учитель русского языка и литературы МОУ СОШ № 19 города-курорта Анапа Краснодарского края

Цели урока: образовательные: познакомить учащихся с бытом и культурой адыгов и казаков; уметь находить взаимосвязь между современной жизнью Кубани и историческими корнями; воспитательные: воспитывать чувство уважения к традициям, обычаям и культуре адыгов, интерес к прошлому, традициям кубанского казачества; развивающие: развивать речь, логическое мышление школьников, творческие способности, умение работать с книгами.

Оборудование: фотографии, выставка книг по теме; предметы быта казаков: серп, прялка, кинжал, макитра, крынка, рогач, веретено, коромысло, рубель, рушники; мультимедийное оборудование.

Использованная литература: 1. Аутлев М.Г. Адыги и русские: дорогами второго тысячелетия. – Краснодар, 2000 2. Горлова И., Манаенков А, Лях В. Культура кубанских станиц. – Краснодар, 1993 3. История Кубани. Краснодарский край, Республика Адыгея. – Москва, Дрофа, 1997 4. Маслов А.В. Кубанская старина. – Краснодар: ОИПЦ Перспективы образования, 2006 5. Ратушняк В.Н. Родная Кубань. – Краснодар, 2003 6. Трёхбратов Б.А. История Кубани с древнейших времён до конца 18 века. Учебник для 6-7 классов. - Краснодар, 2003

Ход урока:

I. Оргмомент.

1.Вступительное слово учителя. Я спешу сказать вам «Здравствуйте!», Чтоб пожелать здоровья доброго. Я спешу сказать вам «Благости!», Чтоб пожелать вам счастья нового. Я спешу сказать вам «Радости, Удач, успехов и везения!», Чтоб пожелать вам в этой студии Прекраснейшего настроения! Сегодня необычный урок – исследование. Представьте себе, что мы находимся в студии телекомпании «Анапа TV». Везде телекамеры, осветительные приборы, есть настоящий оператор, и мы начинаем. Включите, пожалуйста, заставку. В эфире «Журналистское исследование». (Название на экране) Тема исследования: «Быт и культура адыгов и казаков». Гости студии – учителя МОУ СОШ № 19 села Джигинка, почетный гость – Атаман Анапсого РКО казачий полковник В.Верстунин, зав. Джигинской библиотеки, библиотекарь школы. Ведущая телепередачи – Н.В.Коржова

Эпиграф: Кубань, Моя родная сторона, К тебе тянусь я сердцем неизменно, Да будет прошлое твоё нетленно, В трудах своих да будь благословенна, Кубань, Моя родная сторона, - Пусть новые взрастают семена И вечно Житница твоя полна. Какие только теплые слова, объяснения в любви родной Кубани не пишут поэты! В них и нежность, и забота, и гордость за родную сторонушку, за людей, которые здесь живут. Не зря говорил поэт: «Народ, не помнящий своего прошлого, не имеет будущего» Так вернемся в прошлое, ощутим прелесть и красоту кубанских просторов, умение жить в ладу с собой, с окружающими людьми, окружающей природой.

II. Работа над новой темой. Ведущая. В 18 веке основное население Кубани составляли адыги или как ещё их называли черкесы. Сведения о материальной культуре и быте адыгов в этой период можно почерпнуть из данных археологии, мемуаров и путевых заметок. Итак, адыги… что же узнали о них наши журналисты? (Все выступления юных журналистов сопровождаются показом слайдов.) 1-й журналист: Адыги жили семейными об­щинами, включавшими до 100 человек, и малыми семьями, насчитывавшими 5-8 человек. Главой семьи был мужчина - отец, а в его отсутствие - старший сын. Все важнейшие вопро­сы в семье и общине решали мужчины. Женщина не имела даже права садиться в присутствии мужчин, есть за одним столом с мужчинами при посторонних. Все заботы о семей­ном быте (уборка дома, приготовление пищи, уход за ребен­ком и т. д.) лежали на плечах женщины. Приусадебные ого­роды тоже обрабатывались в основном женщинами. Мужчи­ны занимались охотой, торговлей, войной и обработкой поле­вых наделов, т. е. земель, находившихся за пределами аула. 2-й журналист: Девушек выдавали замуж обычно в 16-18 лет. Мужчины жени­лись значительно позже. В семейном быту господствовал так называемый обычай избегания. В присутствии родителей и старших муж избегал встреч и разговоров с женой. Перегово­ры о браке вели родственники жениха и невесты без участия последних. Чаще всего жених сам через друга-посредника искал согласия на брак любимой девушки. Родители жениха за невесту платили брачный выкуп - ка­лым. Калым, как правило, уплачивался лошадьми и овцами. Узы брака считались нерушимыми. В детях воспитывали трудолюбие, почитание старших, уважение к древним обы­чаям. Отец при посторонних лицах не ласкал детей, не брал их на руки, не называл их по именам. 3-й журналист: Я хочу рассказать о том, что распространен был обы­чай куначества, т. е. дружбы между представителями раз­ных племен и народов. Нередки были случаи куначества меж­ду черкесами и черноморцами. Дружеские отношения были у войскового судьи А. Головатого с бжедугским князем Батыр-Гиреем и натухайским князем Арслан-Гиреем. Кунаки помогали друг другу даже в таком щепетильном деле, как изобличение воров среди своих соотечественников. Так, князь Калабат при­вел к черноморскому старшине своего сельчанина, который украл у казаков во­лов, и распорядился бросить связанного вора в Кубань. Сохранившимся обычаем было аталычество, когда ребенка до совершен­нолетия отдавали в другую семью на воспитание. Это связывало две семьи узами крепкой дружбы. 4-й журналист: Самобытной была материальная культура адыгов. Они строили обычно большие турлучные (из ветвей деревьев) дома без фундамента. Преимущество этих домов заключалось в том, что их можно было быстро восстановить или построить, а это немаловажно во времена частых войн и внутренних распрей. Прямо на полу у адыгов был открытый очаг. Жен­щины поддерживали постоянный огонь в очаге, на ночь за­сыпая горячие угольки золой, а утром разжигая их. Для го­стей отводили специальную комнату, которая называлась ку­нацкой, или даже строили целый дом. Словарь: (на мультимедийном оборудовании) аталык – воспитатель у народов Кавказа куначество – дружба между представителями разных племен и народов. Ведущая. Разные народы имеют свои национальные костюмы. Мы отправили на исследование журналистов, которые побывали в аулах и вот, что они выяснили по поводу костюма адыгов.

1-й журналист: Живописной была одежда адыгов. Женщины носили длинные - до пят - платья и шаровары. Пла­тье украшалось золотым или иным ши­тьем и затягивалось на талии красивым поясом. Женская одежда создавалась та­ким образом, чтобы подчеркнуть строй­ность и достоинство фигуры.

2-й журналист: Еще более экзотичен был мужской ко­стюм. Верхнюю его часть составляли шта­ны, бешмет (полукафтан типа рубахи), чер­кеска (узкий длинный кафтан, без ворота и с вырезом на груди), башлык (суконный капюшон с большими концами), бурка, па­паха. На черкеске по обеим сторонам гру­ди пришивались гнезда для патронов, ко­торые помещались в специальных гиль­зах (газырях). Знатные адыги носили белые черкески, остальные – черные.

3-й журналист: Любимым блюдом адыгов была баранина. Хлеба употребляли мало. Широко использовали сыр, молоко, масло, фрукты. Гостей любили угостить разнообразным набором блюд, число которых доходило до 120. Развитыми у адыгов были ремесла, прикладное и изобра­зительное искусство. Неотъемлемой частью мужского кос­тюма являлись кинжалы, которые были не только повсед­невным оружием, но и украшением. В XVIII в. появился новый вид холодного оружия - шашки. В отличие от кавалерийской сабли шашка была короче и не имела крестови­ны для защиты рук. Шашки и кинжалы украшались ори­гинальным орнаментом, рукоятки отделывались золотом, серебром и слоновой костью. В XVIII в. на смену луку со стрелами пришли винтовка и пистолет, главным образом европейского производства.

4-й журналист: Большой популярностью у адыгов пользовались историчес­кие, свадебные, колыбельные песни, которые сочиняли народ­ные поэты и музыканты. Для исполнения их существовал целый набор самобытных музыкальных инструментов, напо­минающих по виду и звучанию флейты, скрипки, барабаны и др. Широко использовались музыкальные инструменты и при исполнении танцев, которые были любимым развлечением адыгов. Известно, что танец отражает душу народа, и это осо­бенно чувствовалось при исполнении горских народных танцев, то спокойных и величавых, как снежные вершины кавказс­ких гор, то стремительных и искрометных, как бурные горные реки. Рекламная пауза. Обратите внимание на выставку книг. Книги слегка потрепанные: к ним прикоснулось много детских рук, эти книги читаются. (Рассказ о книгах). Я думаю, что вам будет очень полезно прочитать эти книги.

Ведущая. Журналистское исследование продолжаем. Осанкой, изящной посадкой и красотой оружия своих соседей любовались казаки. (На интерактивной доске появляются слайды). Ведущая. - Как вы думаете, когда так говорят: «Мой дом – моя крепость»? Под этим изречением казаки с полным основанием могли подписаться: казачье жилище совмещало в себе и место обитания, и оборонительное сооружение. - Назовите слова – синонимы к слову «дом». Жилье – изба – хата – курень (постепенно слова появляются на мультимедийной доске) - Что же такое курень? - Слово «курень» монгольское. От «куриться», т.е. пускать легкий дым. Монголы куренем называли кочевье, окруженное телегами, и отряд, оборонявший этот укрепленный лагерь. - Куренем у запорожцев назывался полк. - Традиционно жилой дом на Дону на Кубани и у запорожских казаков тоже называли куренем. - Слово «курень» обозначает круглый, ещё шире – гармоничный. Получается, что это слово многозначное.

1-й журналист: Жилища (хаты-курени) казаки строили из местных природных материалов (соломы, камыша, хвороста, глины, турлука). Во дворе располагались хозяйственные постройки: амбар, погреб, баз для скота, криница (колодец), летняя печь (кабыца), навес для повозок. Оградой служил плетень из хвороста или камыша, на который казачки вывешивали кувшины и макитры для просушки. Под одну крышу - сарай, за ним подкат для арбы. В жилой комнате большое место занимала печь, в которой готовили еду и на которой спали. В углу стоял рукомойник с вышитыми утирками и рушниками.

2-й журналист: Страстная неделя перед Пасхой, когда казачки белили хаты, называлась Белой. Для четырёхскатной крыши заготовлялся чистый сухой камыш, который срезали поздней осенью серпами. Из тростника вяза­лись снопы — «кулыки». Здесь были свои секреты: как вязать снопы, как ряд за рядом выкладывать, как крепить покрытия. Со строительством дома были связаны специальные обряды, на­правленные на обеспечение благополучия в семье и изобилия в хозяйстве. При закладке дома, например, на место строительства бросали клочки шерсти домашних животных, перья — «что бы всё водилось». Сволок — деревянные несущие брусья, на которые настилался потолок, — поднимали не голыми руками, a на полотенцах, «чтобы в доме не было пусто». Обязательно звали в новое жилище домового, или, как говорили на Кубани, «хозяинa». Ведущая. - Уважаемые журналисты, а вам известно, что было в хате казака? (Запись в блокноты журналиста об утвари, текст высвечивается на интерактивной доске). Баклага Бальзанка Бодня Ваганы Глэчик Дижа Каганец Рогачплоский сосуд с крышкой или пробкой посуда для масла или керосина кадушка для сала корыто для стирки белья глиняный кувшин квашня самодельная лампа ухват для постановки чугунков и горшков в печь
Ведущая. - Что в жизни к нам приходит неожиданно и бывает нужно? Реклама Реклама. - 1. Милые девушки и женщины! Хотите иметь красивую плавную походку, волнующий изгиб спины, воспользуйтесь этим предметом. Что это? Угадайте загадку. Концами над водой висит, Середкой на плече лежит. (Коромысло) 2. Обязательно! Обязательно! Обязательно имейте этот предмет в доме. Чем больше свинка бегает, Тем больше толстеет. (Веретено) Вяжите тепленькие носочки и варежки! Сделанное своими руками – греет душу! Продолжаем телепередачу. Ведущая. Прошу присутствующих коллег – журналистов выполнить задание. - Прочитайте описание старинного кубанского жилища. Объясните значение выделенных слов (текст на интерактивной доске). В переднем углу, под образами стоял стол, накрытый белой полотняной скатертью. На столе – паляница. Перед образами три цветных лампадки. Из переднего угла до стола и почти до двери тянется широкая лава. Налево от двери – большая печь, возле неё стол с каганцом. Возле лавы – ступа. Образа – иконы святых паляница – булка белого хлеба лампадки – небольшой сосуд с маслом, зажигаемым перед иконами лава – скамья каганец – самодельная лампа ступа – толчея. Ведущая. - Юные коллеги! Вы видите на выставке на столе подлинные вещи, находившиеся в хате казака. Прошу назвать эти предметы, зачем они нужны были объяснить. - Мы с вами уже знаем много о национальной одежде адыгов. Среди нас есть журналисты, которые надевали форму казака и многое о ней узнали. 1-журналист: Казаки были одеты в темно-синие черкески с шестнадцатью напатронниками и красными погонами. Под мундиром краснел архалук, голова была покрыта круглой кубанкой с красным верхом. В летнее и весеннее время казаки носят легкий бешмет, в зимнее - прибавляются бурка и башлык. В праздничное время казаки надевают атласные бешметы, оправленные серебром; опойковые со скрипом сапоги, суконные форменные штаны опоясаны ременным поясом с серебряным набором и кинжалом. Ведущая. - Продолжаем подводить итоги нашего исследования. Какие традиции казаков вы знаете ещё? (Рассказ детей) - Казаки любили песни. В них отражены нелегкая судьба казачества, труд и подвиг, любовные переживания, понимание того, что жизнь каждого отдельного казака имеет высший смысл только тогда, когда она связана с ушедшими и будущими поколениями. - В конце нашей телепередачи разрешите предоставить слово Атаману Анапсого РКО казачьему полковнику В.Верстунину.

III. Творческий отчет (домашнее задание): 1) написать заметку: «Земля отцов – моя земля»; 2) подготовить презентацию «Быт и культура казаков и адыгов».

 

Скачать статью

Категория: Внекласная работа | Добавил: MaXiMyS (02.12.2009) | Автор: Коржова Наталья Вячеславна E W
Просмотров: 3222 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]